Немного истории...  

На исторической родине.

Такую "родную землицу" трудно хранить в нагрудном кисете. Но камней я домой все же натащила...

Проторенная колея... Такая ли моя?

Иудейская крепость
Чуфут-Кале - самый известный, самый сохранный пещерный город Крыма. Собственно, он наименее "пещерный" - там стоят настоящие, не вырытые, а выстроенные дома, хотя сохранилось их немного. А еще в середине XIX века на плато кипела жизнь.
Сармато-аланы и готы издавна населяли окрестности современного Бахчисарая. Постепенно в Тавриду прибывали все новые и новые "делегации": из Византии - христиане-иконопочитатели, из Персии в VI веке - евреи, встретившиеся здесь с хазарами.
Жители Крыма по возможности, занимали в первую очередь "буруны" - вытянутые скальные выступы с высокими скальными обрывами с трех сторон. На одном таком "буруне" и была основана крепость. Сначала ее называли "Фуллы", потом татары переименовали в "Кырк-Ор", а с 612 года в официальных источниках она именовалась "Чуфут-Кале", или "иудейская крепость". Иудейская - потому, что основными ее жителями, определявшими экономику и политику, были караимы, которых все всегда путали с евреями. Татары, с XIII по XVI век властвовавшие в Крыму, практически полностью передали управление в Чуфут-Кале караимам.
Вообще говоря, Чуфут-Кале - это модель надежды: на, в общем-то, весьма небольшом пространстве, фактически - на крупном утесе долгое время вместе жили, трудились и защищались караимы, крымские татары и христиане. И только молились - порознь. Ну не было у них фундаментализма никакого - и проблем тоже не было. А иногда - честно, честно - и религиозные обряды проводились с участием представителей разных конфессий: здоровые новорожденные караимские мальчики в возрасте семи дней от роду должны быть обрезаны. Так вот (правда, происходило это не на самом Чуфут-Кале, а в отдаленных селениях), если к караимскому младенцу мужеска пола не мог вовремя прибыть караимский же хирург, то для проведения обрезания приглашали ближайшего муллу. Какому богу при этом посвящался кусочек крайней плоти? Наверное, хорошему, потому что и караимам, и татарам жилось в Крыму неплохо.

Кто же такие караимы?

Вообще-то это довольно загадочный народ. Кто такие, откуда пришли? Сколько их на свете? Немного, не больше пятнадцати тысяч во всем мире. В России, по последней переписи, 680 человек - меньше, чем особо охраняемых нганасан.
Если говорить коротко, то караимы - это этнические тюрки, исповедующие иудаизм (правда, несколько специфический). Круто.
Этническое происхождение караимов от хазар (с примесью других тюркских племен) вроде бы доказано. Остается только понять, кто такие хазары... Но язык караимов - тюркский, обычаи, кухня, народное рукоделие - имеют явные тюркские черты. Какому еврею придет в голову умыкать невесту? Или устраивать дикие скачки с пальбой - в качестве мужского предсвадебного развлечения? Нет, он уж лучше Тору лишний раз почитает.
И еще одно внятное доказательство нееврейского происхождения: когда Кемаль Ататюрк занялся очищением турецкого языка от арабских и персидских слов, оказалось, что замену им найти нелегко. Искали среди сельского населения Малой Азии, у других родственных народов. А в результате - примерно 300 слов нашли у караимов.
Антропологи тоже сделали свои выводы в пользу тюркской версии. Впрочем, если даже она и неверна (хотя ее поддерживают и многие гебраисты), она сыграла спасительную роль: признание караимов этническими тюрками и одновременно отмежевание от традиционного иудаизма позволило им еще в царское время избежать поражения в правах, распространявшегося на "чистых" евреев. Ни черты оседлости, ни запрета на учебу в вузах. (Из немногочисленного народа, благодаря отсутствию препон, вышло много известных людей - в частности, московские табачные фабрики "Ява" и "Дукат" основал караим Самуил Габай. Еще живут в Москве потомки знаменитого гахана Бобовича...) Впрочем, выводы науки этнографии оказались бесполезными при спорах с людьми в фашистской форме: могендовид (звезда Давида) раздражал их независимо от того, кто был его почитателем: караим или еврей. Караимов немцы истребляли наравне со "старшими по вере".
Почему старшими? Потому что вероучение караимов, получившее отдельное название - "караизм", насчитывает как минимум полторы, а, по некоторым данным, около двух тысяч лет (иудаизм - почти шесть тысяч). Возможно, что караимы и Талмуд-то не читают потому, что еще до его составления ушли в отдельную религиозную ветвь. И, когда появился Талмуд, решили: все, что наболтали люди - не стоит внимания, и оставили себе лишь Тору. Читают ее на иврите, на иврите же молятся.
Короче говоря, дело обстоит так: в повседневной жизни, в быту, в разговоре караимы - это тюрки. Символ светской и религиозной власти един и называется "Алтын-баш". Но когда приходит время важных вещей - молитвы ли, или судьбоносных событий - свадьбы, рождения ребенка, похорон - они обращаются к Торе и языку, на котором она написана. И, не мудрствуя лукаво, смешивают все в одном котле: едят на поминках "хазар-алвасы" (хазарская халва, халва утешения), а потом ставят на старинном кладбище Балта Тиймез ("Топор не коснется") могильный камень - "бэшик" (колыбель), и выбивают на этом, называемом по-тюркски, камне - ивритские письмена.

Последний гахан
То, что караимская культура хоть как-то, хоть чуть-чуть сохранилась в Крыму - немалая заслуга последнего караимского гахана (верховного светского и религиозного властителя) - Хаджи Серайя Хана Шапшала.
Человек этот уникален. Сирота из Бахчисарая в 11 лет попал в одну из ремесленных школ Петербурга, через 10 лет стал студентом петербургского университета, еще через три года опубликовал свою первую научную работу, выучил более двух десятков языков. По окончании университета он уехал в Персию - воспитывать наследника шахского престола. Все бы было хорошо, вот только внутриполитическая обстановка в Иране была трудной - волнения, революции... Как-то раз шах решил казнить очередного возмутителя спокойствия, но перед этим все придворные должны были плюнуть обреченному в лицо. Шапшал плевать отказался - сославшись на то, что является подданным России и для того, чтобы плюнуть, должен получить разрешение своего правительства. Через посольство России Николаю II пошла депеша с вопросом: "Плевать или не плевать?". Николай, к его чести, ответил: "Не плевать". Шах не любил независимых, и Шапшалу (несмотря на то, что он дважды спасал шаху жизнь) пришлось уехать из Персии.
Короткий период спокойствия в России - и революция. Шапшал чудом избежал гибели: революционные матросы: которые уже везли его на казнь, с издевкой спросили - боится ли он смерти? Шапшал ответил спокойно: "я верю в свою судьбу". Что-то шевельнулось в разбойничьих душах, и его отпустили. В 1928 году в Литве Шапшал был избран гаханом - и фактически оставался им до конца своей жизни, до 1961 года, хотя еще в 1940 году (когда Литву захватили Советы) формально отказался от титула. (В Литве, в Тракае, сейчас, по-видимому караимов больше, чем где бы то ни было - в конце XIV века, князь Витовт вывез многих караимов в Литву, где им жилось легче, чем где бы то ни было).
Серайя Маркович Шапшал был настоящим гаханом - и поэтому на главном, родовом караимском кладбище Балта Тиймэз под сенью вековых дубов стоит его "Йолджи-таш" ("камень путника", безмогильный памятник), где написано: "Хану Шапшалу от караев".

Крупина Татьяна Борисовна.
Рассказ: Крым: Место зацепа якоря Ноева ковчега (выдержки).


HOME



Используются технологии uCoz